Информация о деятельности
школьной музейной комнаты
МКОУ «Благодаровская средняя школа»
Музейная комната обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как она сохраняет и экспонирует подлинные исторические предметы и документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания обучающихся в духе нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьной музейной комнаты. Участие детей в поисково-собирательской работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, внеклассных мероприятий способствует заполнению их досуга.
Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе историко-краеведческого материала создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования. Школьная музейная комната, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.
Музейная комната работает как самоуправленческая организация, имеющая свой Совет музейной комнаты, в состав которого входят обучающиеся 7-9 классов. Работа совета музейной комнаты представляет собой ядро патриотического самоуправления в школе. Совет музейной комнаты организует встречи с ветеранами труда, тружениками тыла, экскурсии и беседы в музее, проведение классных часов и бесед патриотической направленности. Планирование и осуществление краеведческой работы строится в соответствии с общешкольным планом учебно-воспитательной работы. Запланированная деятельность несет в себе не только экскурсии по музею, но и достаточно широкий спектр образовательной, воспитательной, общественной, хозяйственной и другой деятельности.
В состав Совета музейной комнаты входят:
1. Председатель Совета музея – Т. М. Погребняк.
2. Секретарь – Л. В. Лесовая
3. Главный хранитель музейного фонда - Н. И. Савина.
4. Ответственный за поисково – собирательную работу – Т.Н. Посохова, Г. М. Литвиненко.
5. Ответственный за пополнение фонда музея – Н. Н. Погребняк
6. Ответственный за экспозиционно – оформительскую работу - Н. А. Погребняк.
7. Ответственный за экскурсионно – массовую работу – Т. М. Погребняк.
8. Ответственный за учёт поступающих экспонатов – И. В. Погребняк.Работа ведется по следующим видам деятельности: поисково-собирательская, организационно-массовая. Собирательская работа ведётся целенаправленно при переоформлении старых экспозиций и создании новых. Все экспонаты учтены, хранятся в хорошем виде и соответствующем профилю музея.
Школьная музейная комната выполняет следующие функции:
- поисковая работа с обучающимися;
- методическая работа с педагогическим коллективом.
- организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия обучающихся, учителей и родителей.
Поисковая работа с обучающимися – это поисковые задания для классов в виде направления поиска, в организации походов и экскурсий, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.
Методическая функция музейной комнаты тесно связана с первой функцией и объединяет педколлектив школы и обучающихся в общем деле. На семинарах методического объединения классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя музейной комнаты обсуждается план работы школы в историко-краеведческом и патриотическом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.
Посредством музейной комнаты создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музейная комната помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музейной комнаты. Кроме того, в музейной комнате есть прекрасный материал, необходимый для уроков краеведения, истории, обществознания. Преподаватели этих предметов используют музейную комнату при подготовке к урокам. Итоги историко-краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях.
Целевые установки школьной музейной комнаты:
- сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа;
- воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны;
- развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
- превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной, эстетической культуры;
- создание оптимальных условий для учителей и обучающихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании;
- развитее умения собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное;
- развитие навыков работать в группе, оценивать результаты своей работы;
- укрепление нравственных позиций обучающихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, свой край, за свою Отчизну.
Работа в школьной музейной комнате велась согласно следующих принципов:
- постоянная связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
- проведение учебно-краеведческого поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьной музейной комнаты;
- использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, встреч.
- помощь руководителю музейной комнаты, Совету музейной комнаты со стороны администрации школы, учительского коллектива, ветеранов педагогического труда;
- связь с общественностью, с ветеранами и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
Деятельность музейной комнаты:
Основные формы и методы деятельности:
- экскурсии, встречи, круглый стол, экспозиции, совместная деятельность педагогов со школьниками, по сбору музейных предметов;
- работа с краеведческими, литературными информационными.
Разработана нормативно-правовая база учреждения – «Положение о школьной музейной комнате», создан Совет музейной комнаты, ведется систематическая регистрация поступающих экспонатов, составляется план работы музейной комнаты. Налажена поисковая работа. В 2023 году поисковая работа основывалась на сборе материала о ВОВ, участниках ВОВ. Ведется запись воспоминаний сторожил, очевидцев событий, ветеранов труда.
Получило развитие волонтерское движение, которое с каждым годом носит все более значимый характер. Основными направлениями движения является:
- Посещение на дому.
- Оказание помощи ветеранам труда.
- Организация встреч с ветеранами труда (классные часы, оборонно- массовые мероприятия, спортивные праздники, конкурсы).
- Поздравление ветеранов с праздниками.
- Подготовка и проведение праздников совместно с ветеранами.
- Проведение праздничных концертов (9 мая).
- Проведение митинга у памятника «Павшим воинам», посвященному Дню Победы.
Просветительская деятельность музейной комнаты включает в себя:
1.Встречи со знаменитыми и интересными людьми, участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование.
2.Использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы.
Экскурсионная работа заключается в:
- подготовке экскурсоводов из состава обучающихся школы;
- проведение экскурсий в музейной комнате.
Музейная комната школы - составляющая часть открытого воспитательного пространства образовательного учреждения.
Вся работа была направлена на воспитание обучающихся в духе патриотизма, любви к историческому прошлому России, родному городу, уважения к памяти о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны, на выявление и реализацию творческого и интеллектуального потенциалов обучающихся, на осуществление тесной связи с ветеранами войны и тружениками тыла.
Легко любить и гордиться большой и богатой страной, победами в сражениях. Труднее любить свою малую родину. И задача школьной музейной комнаты – найти там, где ты живешь то, чем можно гордиться. Школьная музейная комната совместно с классными руководителями и учителями- предметниками продолжает свою работу по изучению истории родного края, славного пути российской армии, освещать героические страницы России, остающиеся за рамками школьного курса.
Рекомендации:
1.Использовать для повышения эффективности работы школьной музейной комнаты новые информационные технологии.
2.Активизировать работу по улучшению материально – технической базы школьной музейной комнаты в новом учебном 2023-2024 году.
3. Активизировать работу Совета школьной музейной комнаты, заинтересовать обучающихся музейной деятельностью по разным направлениям.
4.Спланировать активные формы работы с жителями села и района по дарению музейных предметов.
5. Активизировать работу по пополнению фондов музейной комнаты.
6.Активизировать работу по накоплению материала о преподавателях нашей школы, привлекать обучающихся школы, их родителей (бывших выпускников школы).