МКОУ "Благодаровская средняя школа"
Село Благодаровка Одесский район Омская область
  • Школьный музей

    Информация о деятельности

    школьной музейной комнаты 

    МКОУ «Благодаровская средняя школа»

    Музейная комната обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как она сохраняет и экспонирует подлинные исторические предметы и документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания обучающихся в духе нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьной музейной комнаты. Участие детей в поисково-собирательской работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, внеклассных мероприятий способствует заполнению их досуга.

    Исходя из конкретной педагогической ситуации, можно на основе историко-краеведческого материала создать благоприятные условия для гармоничного развития личности ребенка, обеспечивая ему возможность самопознания, самоопределения и самореализации в таких сферах школьной деятельности как познавательная, здоровьесберегающая, культурная и досуговая. Знакомство с музейными коллекциями стимулирует сопереживание, эмоционально обогащает духовный мир детей и подростков, учит пониманию прекрасного, способствует гуманизации образования. Школьная музейная комната, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

           Музейная комната работает как самоуправленческая организация, имеющая свой Совет музейной комнаты, в состав которого входят  обучающиеся 7-9 классов. Работа совета музейной комнаты представляет собой ядро патриотического самоуправления в школе. Совет музейной комнаты организует встречи с ветеранами труда, тружениками тыла, экскурсии и беседы в музее, проведение классных часов и бесед патриотической направленности. Планирование и осуществление краеведческой работы строится в соответствии с общешкольным планом учебно-воспитательной работы. Запланированная деятельность несет в себе не только экскурсии по музею, но и достаточно широкий спектр образовательной, воспитательной, общественной, хозяйственной и другой деятельности. 

    В состав Совета музейной комнаты входят:

    1. Председатель Совета музея – Т. М. Погребняк.

    2. Секретарь – Л. В. Лесовая

    3. Главный хранитель музейного фонда -  Н. И. Савина.

    4. Ответственный за поисково – собирательную работу – Т.Н. Посохова, Г. М. Литвиненко.

    5. Ответственный за пополнение фонда музея – Н. Н. Погребняк

    6. Ответственный за экспозиционно – оформительскую работу  - Н. А. Погребняк.

    7. Ответственный за экскурсионно – массовую работу – Т. М. Погребняк.

    8. Ответственный за учёт поступающих экспонатов – И. В. Погребняк.

    Работа ведется по следующим видам деятельности: поисково-собирательская, организационно-массовая. Собирательская работа ведётся целенаправленно при переоформлении старых экспозиций и создании новых. Все экспонаты учтены, хранятся в хорошем виде и соответствующем профилю музея.

    Школьная музейная комната выполняет следующие функции:

    • поисковая работа с обучающимися;
    • методическая работа с педагогическим коллективом.
    • организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия обучающихся, учителей и родителей.

    Поисковая работа с обучающимися – это поисковые задания для классов в виде направления поиска, в организации походов и экскурсий, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.

    Методическая функция музейной комнаты тесно связана с первой функцией и объединяет педколлектив школы и обучающихся в общем деле. На семинарах методического объединения классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя музейной комнаты обсуждается план работы школы в историко-краеведческом и патриотическом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.

    Посредством музейной комнаты создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музейная комната помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музейной комнаты. Кроме того, в музейной комнате есть прекрасный материал, необходимый для уроков краеведения, истории, обществознания. Преподаватели этих предметов используют музейную комнату при подготовке к урокам. Итоги историко-краеведческой работы воплощаются в традиционных общешкольных мероприятиях.

    Целевые установки школьной музейной комнаты:

    • сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа;
    • воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны;
    • развитие творческих способностей, созидательных качеств личности;
    • превращение школы из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной, эстетической культуры;
    • создание оптимальных условий для учителей и обучающихся в использовании краеведческого материала   при обучении и воспитании;
    • развитее умения собирать краеведческий материал, анализировать и выделять главное;
    • развитие навыков работать в группе, оценивать результаты своей работы;
    • укрепление нравственных позиций обучающихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, свой край, за свою Отчизну.

    Работа в школьной музейной комнате велась согласно следующих принципов:

    • постоянная связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом;
    • проведение учебно-краеведческого поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьной музейной комнаты;
    • использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приемов и форм учебной и внеурочной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, встреч.
    • помощь руководителю музейной комнаты, Совету музейной комнаты со стороны администрации школы, учительского коллектива, ветеранов педагогического труда;
    • связь с общественностью, с ветеранами и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.

    Деятельность музейной комнаты:

    Основные формы и методы деятельности:

    • экскурсии, встречи, круглый стол, экспозиции, совместная деятельность педагогов со школьниками, по сбору музейных предметов;
    • работа с краеведческими, литературными информационными.

    Разработана нормативно-правовая база учреждения – «Положение о школьной музейной комнате», создан Совет музейной комнаты, ведется систематическая регистрация поступающих экспонатов, составляется план работы музейной комнаты. Налажена поисковая работа. В 2023 году поисковая работа основывалась на сборе материала о ВОВ, участниках ВОВ. Ведется запись воспоминаний сторожил, очевидцев событий, ветеранов труда.

    Получило развитие волонтерское движение, которое с каждым годом носит все более значимый характер. Основными направлениями движения является:

    1. Посещение на дому.
    2. Оказание помощи ветеранам труда.
    3. Организация встреч с ветеранами труда (классные часы, оборонно- массовые мероприятия, спортивные праздники, конкурсы).
    4. Поздравление ветеранов с праздниками.
    5. Подготовка и проведение праздников совместно с ветеранами.
    6. Проведение праздничных концертов (9 мая).
    7. Проведение митинга у памятника «Павшим воинам», посвященному Дню Победы.

    Просветительская деятельность музейной комнаты включает в себя:

    1.Встречи со знаменитыми и интересными людьми, участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование.

    2.Использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы.

    Экскурсионная работа заключается в:

    • подготовке экскурсоводов из состава обучающихся школы;
    • проведение экскурсий в музейной комнате.

    Музейная комната школы - составляющая часть открытого воспитательного пространства образовательного учреждения.

     Вся работа была направлена на воспитание обучающихся в духе патриотизма, любви к историческому прошлому России, родному городу, уважения к памяти о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны, на выявление и реализацию творческого и интеллектуального потенциалов обучающихся, на осуществление тесной связи с ветеранами войны и тружениками тыла.

    Легко любить и гордиться большой и богатой страной, победами в сражениях. Труднее любить свою малую родину. И задача школьной музейной комнаты – найти там, где ты живешь то, чем можно гордиться. Школьная музейная комната совместно с классными руководителями и учителями- предметниками продолжает свою работу по изучению истории родного края, славного пути российской армии, освещать героические страницы России, остающиеся за рамками школьного курса.

    Рекомендации:

    1.Использовать для повышения эффективности работы школьной музейной комнаты новые информационные технологии.

    2.Активизировать работу по улучшению материально – технической базы школьной музейной комнаты в новом учебном 2023-2024 году.

    3. Активизировать работу Совета школьной музейной комнаты, заинтересовать обучающихся музейной деятельностью по разным направлениям.

    4.Спланировать активные формы работы с жителями села и района по дарению музейных предметов.

    5. Активизировать работу по пополнению фондов музейной комнаты.

    6.Активизировать работу по накоплению материала о преподавателях нашей школы, привлекать обучающихся школы, их родителей (бывших выпускников школы).

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie